Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше🏆. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста.
Мы часто критикуем ребенка в надежде сделать его лучше. Но деструктивная критика не подталкивает человека к изменениям, она вызывает обиду, злость, снижает самооценку и самоуважение, у детей вызывает протест, а у подростков еще и желание отдалиться от родителей.
Такая критика может травмировать, а в подростковом возрасте провоцировать тревожные расстройства, депрессии, расстройства пищевого поведения. Психологи выделяют такую форму эмоционального насилия как "ранение честностью".
Родители могут подумать: а кто, если не я, ему правду скажет? Кто ещё ему даст знать, что он плохо себя ведёт, ленится, поправился, не так одевается, учится хуже одноклассника и т.д.? Конечно, ребёнок должен получать обратную связь о себе, и не только положительную, но и корректирующую. 🤝
Но делать это нужно правильно, не внушая деструктивные убеждения ребёнку, а так, чтобы он вас услышал.
Даём обратную связь по «принципу гамбургера»:
✅Первая часть - ресурсная. Сначала что-то положительное про самого ребёнка или его действия, рассказать, что у него получилось хорошо.
✅Вторая часть - трансформирующая. Рассказать, что хочется улучшить, изменить. Можно использовать слова: мне кажется, что.., я думаю, что.., твой учитель считает..... Объясняем, что можно сделать, чтобы улучшить результат.
✅Третья часть - подвести итог в положительном ключе.
Например:
Я так рада, что ты справился с этим заданием благодаря своим прекрасным знаниям в математике, но педагог по географии просит подтянуть знания о первооткрывателях. Я нашла интересные лекции Ивана Колечкина в Интернете, давай посмотрим вместе и сходим в Исторический музей на реконструкции их быта. Я вижу, сколько усилий ты прикладываешь. Я горжусь тобой!
❌Не сравнить ребенка с другими, а сравнивать его с самим собой. Смысл в том, чтобы сравнивать себя с собой вчерашним. Тогда повод гордиться собой обеспечен, а это - энергия для действий. Если ребёнок систематически совершает подобные действия, прогресс просто неизбежен!
Упражнение:
А если очень хочется покритиковать, то спросите себя, какого результата я хочу достичь в итоге? Представьте вместо ребенка своего дорого гостя, и как бы вы отреагировали на то, что он разлил чай на диван или испортил скатерть?
Словарик мотивационных фраз:
Поддерживаю думать, анализировать и находить хорошие решения.
педагог-психолог школы Ольга Анатольевна Подколенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий