Фонематический слух - способность узнавать и различать звуки родного языка. В норме он развивается к двум годам, но у некоторых детей этот процесс задерживается, что приводит ошибкам произношения, пропуска или замены букв при письме.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание и
различение неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития
фонематического слуха.
Игра "Угадай,
что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум
воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите
ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра "Жмурки". Ребёнку
завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна,
свистка.
Игра
"Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок
хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В
усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
II этап – различение
высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Игра "Узнай
свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и
голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра "Три медведя". Ребенок
отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант
- ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
III этап – различение
слов, близких по своему звуковому составу.
Игра "Слушай и
выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по
звучанию словами (ком, сом, лом, дом).
Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
Игра
"Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку
картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота).
Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.
IV этап –
дифференциация слогов.
Игра
"Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть
короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги.
Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая
слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество
слогов в слове.
Игра "Что
лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов
"па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает,
услышав «лишний» слог.
V этап –
дифференциация фонем.
Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям
раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют:
"Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит –
зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети
поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.
Игра «Подними
руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает
руку, когда услышит заданную фонему. «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».
VI этап – развитие
навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Сколько
звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на
слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку
предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из
слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).
Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им
достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны
стать привлекательными и интересными для ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий