ВНИМАНИЕ!

Запись в группу по подготовке к школе "Солнышко" на 2024-2025 уч.год начнётся в сентябре в виде электронной регистрации заявлений родителей (законных представителей) дошкольников через раздел "Услуги и сервисы" (услуга "Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества") официального сайта Мэра Москвы по адресу: http://www.mos.ru
При записи обращайте внимание на корпус и его адрес.
Дополнительная информация по телефону: +7-926-322-96-58 Светлана Анатольевна Сапёрова

понедельник, 13 февраля 2023 г.

Что должен знать ребенок, чтобы уверенно войти в первый класс?

Не секрет, что многие дети к моменту поступления в 1 класс уже должны что-то уметь и знать. Учитель начальных классов Елена Николаевна Шинкарук рассказала, какие базовые знания должны быть у ребенка по русскому языку, математике, окружающему миру! 

Объяснила, что такое «мягкие навыки», как критическое и логическое мышление помогает в учебе! 

Родителям первоклассников важно понимать, что нужно знать ребёнку, чтобы  не задерживаться на уже известном материале, а двигаться и развиваться дальше. 

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс…

Знания о семье

Выпускнику детского сада следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу наизусть знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.

Знания о правилах безопасности

Предполагается, что малыш знаком с базовыми правилами поведения на улице: в каких местах и на какой цвет светофора переходить дорогу, как поступать, если светофора не видно, можно ли уходить с незнакомым человеком без ведома родителей. Это минимальные знания по безопасности, которые должны быть у ребёнка к первому классу.

Развитие речи

Малышу важно чётко и внятно разговаривать, различать мужской и женский род, определять звук в слове, подбирать простые синонимы, уметь описывать предметы, строить диалог, выбирать лишнее в ряду и обобщать.

«Мягкие навыки» - это база, на которой основывается успешность и эффективность. Они развиваются в течение всей жизни человека. Важно заложить их основу уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться в новых условиях жизни.

Внимательность и умение концентрироваться

Это основной навык, благодаря которому формируются все остальные.

Чтобы запоминать новое и уметь эти знания применять в практической жизни, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.

Критическое мышление

Умение помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать всё на веру. Стоит объяснить ребёнку, как важно проверять информацию, подвергать её сомнению и задавать вопросы.

Логическое мышление

Необходимо развивать с самого раннего детства. Логическое мышление способствует умению видеть и выстраивать закономерности, анализировать информацию, делать выводы, рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. 

Коммуникативные навыки и работа в команде

Вся наша жизнь с самых первых дней связана с общением поэтому так важно как можно раньше развивать и совершенствовать у ребёнка навык коммуникации. Умение дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя при необходимости. Помимо этого, важно научить ребёнка слышать, ценить и уважать чужую точку зрения, вставать на место другого человека, находить общий язык с разными людьми — всё это про работу в команде, коллективе.

Эмоциональный интеллект

Важно научить будущего первоклассника понимать свои эмоции, уметь с ними справляться, говорить о своих чувствах. Без этих базовых навыков невозможна будущая счастливая жизнь без депрессий, апатий и неврозов. Особенно остро и актуально такие вопросы поднимаются в начале школьного обучения, в период адаптации, когда психологическая нагрузка на ребёнка увеличивается.

Знания об окружающем мире

Дошкольник должен хорошо ориентироваться в окружающем мире. В число необходимых знаний входит:

-названия диких и домашних животных и их детенышей, птиц, морских обитателей; 

-названия комнатных растений, растущих дома; 

-названия цветов, деревьев и других растений, произрастающих в родном краю; 

-погодные явления (дождь, снег, пасмурно, ясно);

- названия частей тела, предметов одежды и обуви, посуды.

Чем больше знаний об окружающем мире имеет ребенок перед школой, тем лучше.

Знания о времени и пространстве

Убедиться, что ребёнок ориентируется в часовом распорядке дня, умеет определять время по обычным часам со стрелками, может без запинки перечислить дни недели, месяцы и названия сезонов и их отличительные признаки. Знает, сколько часов в сутках, минут в часе, секунд в минуте; какие предметы используются для измерения времени, веса, температуры. Ещё одно важное умение —знать разные направления («лево», «право», «верх», «низ», «впереди», «сзади», «над», «под»).

Знания по математике

  Это важная категория, но с ней часто возникают проблемы. Хорошо, если ребёнок:

- считает до 20 и умеет выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Хотя бы стоит знать числа 0 до 10 в прямом и обратном порядке. 

- обозначает количество предметов числом.

- различает «один» и «много». Оперирует понятиями «больше», «меньше», «равно», «вверх», «вниз», «лево», «право».

 - у меет сравнивать предметы по размеру, форме. 

- сравнивать и группировать предметы по разным признакам (величине, высоте, ширине). 

 Ожидается, что он знаком с базовыми геометрическими понятиями —круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб .

Также важно учить ребёнка находить закономерности, чтобы тренировать логику.

Знания по чтению и русскому языку

 Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов. Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Официально уметь читать не требуется, но детям, которые научились читать до школы, адаптироваться легче: как правило, их успеваемость выше, чем у ребят, которые читают в начальной школе по слогам. Не стоит заставлять ребёнка безвылазно корпеть над книгами, но попробовать замотивировать на самостоятельное чтение можно. Психологи рекомендуют подавать ребёнку пример: больше читать самим родителям. Если малыш видит, что мама и папа в свободное время берутся за книжку, он невольно копирует поведение.

 Будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит. 

Что касается развития речи, то ребенок должен уметь следующее:

- четко произносить все звуки, иметь хорошую дикцию;

- уметь произносить слова по слогам;

- различать слова мужского и женского рода;

- знать гласные и согласные звуки;

- обобщать похожие предметы в группу одним словом (мебель, посуда, одежда);

- отвечать на вопросы и задавать их;

- пересказывать знакомую сказку, рассказ или фильм;

- составлять рассказ по картинке;

- находить антонимы к слову;

- составлять предложения из нескольких слов;

- различать литературные произведения по жанру (стих, рассказ);

- заучивать наизусть стихи.

 Чем лучше у ребенка развита речь и богаче словарный запас, тем легче ему будут даваться уроки чтения и языка.

Стоит понимать, что все дети разные, и уровень знаний у них различается. Кроме того, умение писать, читать и считать – не самое главное при поступлении в школу. Родителям стоит уделять внимание общим и базовым навыкам развития и умениям дошкольника.

Важным является психологическая готовность ребенка к учебной деятельности, а также желание и стремление получать новые знания. Навыки общения и социального взаимодействия тоже имеют большое значение для будущего школьника. Стоит уделить внимание и физическому развитию ребенка, овладению им навыками планирования и самодисциплины. Дошкольник может спокойно сидеть на уроке, не разговаривать и внимательно слушать учителя. А также соблюдать правила поведения в школе, регулярно выполнять домашние задания. В этом возрасте дети руководствуются уже не сиюминутными желаниями, а требованиями взрослых и поставленными целями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий