Не секрет, что многие дети к моменту поступления в 1 класс уже должны что-то уметь и знать. Учитель начальных классов Елена Николаевна Шинкарук рассказала, какие базовые знания должны быть у ребенка по русскому языку, математике, окружающему миру!
Объяснила, что такое «мягкие навыки», как критическое и логическое мышление помогает в учебе!
Родителям первоклассников важно понимать, что нужно знать ребёнку, чтобы не задерживаться на уже известном материале, а двигаться и развиваться дальше.
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс…
Знания о семье
Выпускнику детского сада следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу наизусть знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.
Знания о правилах безопасности
Предполагается, что малыш знаком с базовыми правилами поведения на улице: в каких местах и на какой цвет светофора переходить дорогу, как поступать, если светофора не видно, можно ли уходить с незнакомым человеком без ведома родителей. Это минимальные знания по безопасности, которые должны быть у ребёнка к первому классу.
Развитие речи
Малышу важно чётко и внятно разговаривать, различать мужской и женский род, определять звук в слове, подбирать простые синонимы, уметь описывать предметы, строить диалог, выбирать лишнее в ряду и обобщать.
«Мягкие навыки» - это база, на которой основывается успешность и эффективность. Они развиваются в течение всей жизни человека. Важно заложить их основу уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться в новых условиях жизни.
Внимательность и умение концентрироваться
Это основной навык, благодаря которому формируются все остальные.
Чтобы запоминать новое и уметь эти знания применять в практической жизни, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Критическое мышление
Умение помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать всё на веру. Стоит объяснить ребёнку, как важно проверять информацию, подвергать её сомнению и задавать вопросы.
Логическое мышление
Необходимо развивать с самого раннего детства. Логическое мышление способствует умению видеть и выстраивать закономерности, анализировать информацию, делать выводы, рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон.
Коммуникативные навыки и работа в команде
Вся наша жизнь с самых первых дней связана с общением поэтому так важно как можно раньше развивать и совершенствовать у ребёнка навык коммуникации. Умение дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя при необходимости. Помимо этого, важно научить ребёнка слышать, ценить и уважать чужую точку зрения, вставать на место другого человека, находить общий язык с разными людьми — всё это про работу в команде, коллективе.
Эмоциональный интеллект
Важно научить будущего первоклассника понимать свои эмоции, уметь с ними справляться, говорить о своих чувствах. Без этих базовых навыков невозможна будущая счастливая жизнь без депрессий, апатий и неврозов. Особенно остро и актуально такие вопросы поднимаются в начале школьного обучения, в период адаптации, когда психологическая нагрузка на ребёнка увеличивается.
Знания об окружающем мире
Дошкольник должен хорошо ориентироваться в окружающем мире. В число необходимых знаний входит:
-названия диких и домашних животных и их детенышей, птиц, морских обитателей;
-названия комнатных растений, растущих дома;
-названия цветов, деревьев и других растений, произрастающих в родном краю;
-погодные явления (дождь, снег, пасмурно, ясно);
- названия частей тела, предметов одежды и обуви, посуды.
Чем больше знаний об окружающем мире имеет ребенок перед школой, тем лучше.
Знания о времени и пространстве
Убедиться, что ребёнок ориентируется в часовом распорядке дня, умеет определять время по обычным часам со стрелками, может без запинки перечислить дни недели, месяцы и названия сезонов и их отличительные признаки. Знает, сколько часов в сутках, минут в часе, секунд в минуте; какие предметы используются для измерения времени, веса, температуры. Ещё одно важное умение —знать разные направления («лево», «право», «верх», «низ», «впереди», «сзади», «над», «под»).
Знания по математике
Это важная категория, но с ней часто возникают проблемы. Хорошо, если ребёнок:
- считает до 20 и умеет выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Хотя бы стоит знать числа 0 до 10 в прямом и обратном порядке.
- обозначает количество предметов числом.
- различает «один» и «много». Оперирует понятиями «больше», «меньше», «равно», «вверх», «вниз», «лево», «право».
- у меет сравнивать предметы по размеру, форме.
- сравнивать и группировать предметы по разным признакам (величине, высоте, ширине).
Ожидается, что он знаком с базовыми геометрическими понятиями —круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб .
Также важно учить ребёнка находить закономерности, чтобы тренировать логику.
Знания по чтению и русскому языку
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов. Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Официально уметь читать не требуется, но детям, которые научились читать до школы, адаптироваться легче: как правило, их успеваемость выше, чем у ребят, которые читают в начальной школе по слогам. Не стоит заставлять ребёнка безвылазно корпеть над книгами, но попробовать замотивировать на самостоятельное чтение можно. Психологи рекомендуют подавать ребёнку пример: больше читать самим родителям. Если малыш видит, что мама и папа в свободное время берутся за книжку, он невольно копирует поведение.
Будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит.
Что касается развития речи, то ребенок должен уметь следующее:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую дикцию;
- уметь произносить слова по слогам;
- различать слова мужского и женского рода;
- знать гласные и согласные звуки;
- обобщать похожие предметы в группу одним словом (мебель, посуда, одежда);
- отвечать на вопросы и задавать их;
- пересказывать знакомую сказку, рассказ или фильм;
- составлять рассказ по картинке;
- находить антонимы к слову;
- составлять предложения из нескольких слов;
- различать литературные произведения по жанру (стих, рассказ);
- заучивать наизусть стихи.
Чем лучше у ребенка развита речь и богаче словарный запас, тем легче ему будут даваться уроки чтения и языка.
Стоит понимать, что все дети разные, и уровень знаний у них различается. Кроме того, умение писать, читать и считать – не самое главное при поступлении в школу. Родителям стоит уделять внимание общим и базовым навыкам развития и умениям дошкольника.
Важным является психологическая готовность ребенка к учебной деятельности, а также желание и стремление получать новые знания. Навыки общения и социального взаимодействия тоже имеют большое значение для будущего школьника. Стоит уделить внимание и физическому развитию ребенка, овладению им навыками планирования и самодисциплины. Дошкольник может спокойно сидеть на уроке, не разговаривать и внимательно слушать учителя. А также соблюдать правила поведения в школе, регулярно выполнять домашние задания. В этом возрасте дети руководствуются уже не сиюминутными желаниями, а требованиями взрослых и поставленными целями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий